понедельник, 11 января 2021 г.

 7 а,б,в,г классы

11.01.-15.01.2021

Родная русская литература

Задание. Ознакомиться с материалами лекции и выполнить домашнее задание

(см.ниже)

Задание выполнить в тетради и принести в школу : 7а кл- 18.01, 7б кл-21.01, 7в кл-20.01, 7г кл-19.01. 

Тема. Преданья старины глубокой. Исторические и лирические песни.

Фольклор (folk-lore) – международный термин английского происхождения, впервые введенный в науку в 1846 году ученым Вильямом Томсом. В буквальном переводе он означает «народная мудрость», «народное знание» и обозначает различные проявления народной духовной культуры.

В русской науке закрепились и другие термины: народное поэтическое творчество, народная поэзия, народная словесность. Термин «устное творчество народа» отражает устный характер фольклора в отличие от письменной литературы.

Фольклор – сложное, синтетическое искусство. Нередко в его произведениях соединяются разные виды искусств – словесное, музыкальное, театральное. Фольклор является предметом изучения не только литературоведов. Им интересуются историки, социологи, этнографы. В фольклоре отражаются быт и традиции народа. Вспомним основные жанры, изученные вами в пятом, шестом и седьмом классах.

Жанры фольклора

1.    народные сказки

2.    предание

3.    обрядовые песни

4.    пословицы

5.    поговорки

6.    загадки

7.    былины

Свойства фольклора

1.     Анонимность (отсутствие автора).

2.     Вариативность (существует несколько вариантов одного сюжета).

3.     Неотъемлемая связь с жизнью народа.

 

 

Жанры народной песни

·         исторические

·         семейно-бытовые

·         любовные

·         обрядовые

·         календарные

·         колыбельные

·         плясовые

·         военные

·         разбойничьи

·         трудовые

·         частушки


 

Художественные особенности произведений фольклора:

1. Рефрен (повтор строк).

Ты постой, постой, красавица моя,
Дозволь наглядеться, радость, на тебя.

2. Постоянные эпитеты: белое лицо, добра молодца.

3. Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: миленький.

4. Синтаксический параллелизм (однотипные синтаксические конструкции):

На твою ли на приятну красоту,
На твоё лишь толь на белое лицо.

Все названные художественные приемы работают для создания определенного настроения.

 

·                    Поэтический параллелизм (от гр. parallelos – идущий рядом) – сопоставление. В песнях, построенных по принципу параллелизма, в начале дается природная, символическая картина, а за тем следует картина-образ из человеческой жизни.

   В цикле песен о Степане Разине нет прямого описания тяжелого положения угнетённого народа, целей народного восстания. Песни пугачёвского цикла описывают весь ход восстания в целом и характеризуют социальные группы, поддерживающие Пугачёва.

   Большая часть народных песен, что свойственно и песням о Пугачёве, написана белым стихом.

 

·                    Белый стих – нерифмованный стих. Окончания, где обычно помещается рифма, остаются

Задание (устно)

1. Прочитайте выразительно текст народной песни «На заре то было, братцы, на утренней».

 2.С какими событиями связана песня? Что вы знаете об этих событиях и героях?

 


На заре то было, братцы, на утренней,

На восходе красного солнышка,

На закате светлого месяца.

Не сокол летал по поднебесью,

Ясаул гулял по насадику.

Он гулял, гулял, погуливал,

Добрых молодцов побуживал:

«Вы вставайте, добры молодцы,

Пробужайтесь, казаки донски!

Нездорово на Дону у нас,

Помутился славный тихой Дон

Со вершины до черна моря,

До черна моря Азовского,

Помешался весь казачий круг,

Атамана больше нет у нас,

Нет Степана Тимофеевича,

По прозванию Стеньки Разина.

Поймали добра молодца,

Завязали руки белые,

Повезли во каменну Москву

И на славной Красной площади

Отрубили буйну голову».


    

Исторические песни возникли в период борьбы с татарским игом (XIII-XIVвв), как отклик на события общественной и военной истории. В исторической песне речь идет о каком-нибудь реальном, действительно имевшим место в истории событии. Исторические песни продуктивно развивались на протяжении XVII века, который стал временем борьбы народа с крепостничеством, крестьянских и городских восстаний. В песнях этого периода отражена национально-освободительная борьба против иностранной интервенции и период  Второй крестьянской войны под предводительством Степана Разина.

 

 «Ах вы, ветры, ветры буйные»

 

Ах вы, ветры, ветры буйные,

Ветры буйные, залетные,

Принесите вы мне весточку

От родной моей сторонушки!

Там так ярко солнце красное,

Там свежи луга зеленые,

Там родная Волга-матушка,

Там звучна так песнь разгульная!..

Скучно, душно, ветры буйные,

Жить в темнице разукрашенной,

Видеть небо всё туманное,

Слышать песни всё зловещие.

Всюду светит солнце красное,

Есть повсюду люди добрые,

Но нигде нет другой родины,

Нет нигде ее радушия.

Разнесите, ветры буйные,

Грусть-тоску мою, кручинушку,

Успокойте сердце бедное, -

Всё изныло в злой неволюшке.

Так и рвется горемышное!

Скучно, горько на чужбине жить!

Посмотрел бы хоть на родину,

Хоть взглянул бы на родимый кров.

 

Лирические песни как разновидность обрядовой поэзии – жанр фольклора, который, как считают исследователи, сформировался в XVI веке в Московской Руси. Весьма развитыми в мелодическом отношении являются также некоторые виды плачей и причитаний, входящих в свадебный обряд, и плачей погребальных: для них характерна экспрессивность, возникающая в результате сочетания обрядовых формул с личной импровизацией исполнительницы (обычно женщины). Основное назначение народных лирических песен – в выражении мыслей, чувств и настроений человека.  Н.А. Радищев видел в них отражение души народной, скорбь душевную. А.С. Пушкин – "разгулье удалое" и "сердечную тоску". В основном они посвящены проблемам семейно-бытовой жизни крестьянства.

 

Домашнее задание. Письменно ответить на вопросы в тетради.

1.  Какие стороны народной жизни нашли отражения в исторических песнях?

2.  Какова тематика лирических песен?

3. Все народные песни написаны белым стихом. Почему рифма не главное в народных песнях?

 4.  В чем отличие лирических и исторических песен?

Задание выполнить в тетради и принести в школу : 7а кл- 18.01, 7б кл-21.01, 7в кл-20.01, 7г кл-19.01. 

 



Комментариев нет:

Отправить комментарий