7 а,б,в,г классы
18.01.-22.01.2021
Родная русская литература
Задание. Ознакомиться с материалами лекции и выполнить домашнее задание
(см.ниже)
Задание выполнить в тетради и принести в школу : 7а кл- 25.01, 7б кл-28.01, 7в кл-27.01, 7г кл-26.01.
Тема.Фольклорные сюжеты и мотивы
в русской литературе
Ни для кого не секрет, что литература в современном ее понимании
во многом «выросла» из фольклора, и потому фольклорные сюжеты уже много веков
служат источником вдохновения для писателей и поэтов.
В дошедших до нас произведениях древнерусской литературы образы людей близки фольклорным –
даже тогда, когда речь идет о реально существовавших исторических личностях
(например, княгине Ольге или святых Петре и Февронии). Прототипом былинного
богатыря Алеши Поповича был ростовский боярин, погибший в битве на реке Калке,
Ильи Муромца – монах Илия Печерский, Добрыни Никитича – один из воевод князя
Владимира.
В период становления
национальной русской литературы, фольклорные сюжеты и мотивы нередко находили
свое место в прозе и поэзии.
В.А. Жуковский. Фольклорные мотивы в
балладе «Светлана»
Интерес В.А.
Жуковского к «милой старине», использование в произведениях народных обычаев,
поверий.
Изображение
картин новогодних гаданий в балладе «Светлана».
М.Ю.
Лермонтов «Песня
про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».
Близость поэмы к устному народному творчеству. Описание кулачного боя.
Наблюдение за особенностями языка и поэтического стиля.
Фольклорные элементы:
1)постоянные эпитеты ("добрый молодец",
"синее море");
2)символическое значение цвета(черные думы,
черный ворон, красное крыльцо,белая береза, палаты белокаменные, синие молнии) –часто
постоянные эпитеты и цветовые определения взаимосвязаны, т.е.имеют двойное
значение.
3)троекратные повторения (три попытки, три
условия, три испытания)
4)повтор ("гуляют-шумят", "шутку
шутить", «шуми, шуми, послушное ветрило..»);
5)синтаксический )параллелизм ("пройдет стар
человек — перекрестится, / пройдет молодец — приосанится, / пройдет девица —
пригорюнится");
6)просторечия ("нониче",
"супротив") и т.д.
7) сказочные зачины ("жили да
были...", "в некотором царстве, в некотором государстве...");
8)присказки ("по щучьему велению",
"ни в сказке сказать, ни пером описать");
9)обращение к силам и явлениям природы(солнцу,
ветру, воде, растениям ..)
10) анафора –одинаковое начало строк.(«люблю
тебя, Петра творенье, люблю твой строгий стройный вид..)
Домашнее задание.
1.Внимательно прочитайте
тексты, найдите в них фольклорные элементы и мотивы.
2.Выпишите в
тетрадь из каждого текста 2-3 фольклорных элемента.
(Например: А.С. Пушкин (Песня о Стеньке
Разине) «сам хозяин, сам хозяин» -
повтор и т.д.)
Александр Пушкин «Песни о Стеньке Разине»
1.
Как по
Волге-реке, по широкой
Выплывала востроносая лодка,
Как на лодке гребцы удалые,
Казаки, ребята молодые.
На корме сидит сам хозяин,
Сам хозяин, грозен Стенька Разин,
Перед ним красная девица,
Полоненная персидская царевна.
Не глядит Стенька Разин на царевну,
А глядит на матушку на Волгу.
Как промолвил грозен Стенька Разин:
«Ой ты гой еси, Волга, мать родная!
С глупых лет меня ты воспоила,
В долгу ночь баюкала, качала,
В волновую погоду выносила,
За меня ли молодца не дремала,
Казаков моих добром наделила.
Что ничем тебя еще мы не дарили».
Как вскочил тут грозен Стенька Разин,
Подхватил персидскую царевну,
В волны бросил красную девицу,
Волге-матушке ею поклонился
Иван Суриков
Я ли в поле да не травушка была,
Я ли в поле не зеленая росла;
Взяли меня, травушку, скосили,
На солнышке в поле иссушили.
Ох ты, горе мое, горюшко!
Знать, такая моя долюшка!
Я ли в поле не пшеничушка была,
Я ли в поле не высокая росла;
Взяли меня, срезали серпами,
Склали меня на поле снопами.
Ох ты, горе мое, горюшко!
Знать, такая моя долюшка!
Я ли в поле не калинушка была,
Я ли в поле да не красная росла;
Взяли калинушку, поломали
И в жгутики меня посвязали.
Ох ты, горе мое, горюшко!
Знать, такая моя долюшка!
Я ль у батюшки не доченька была,
У родимой не цветочек я росла;
Неволей меня, бедную, взяли
И с немилым, седым, повенчали.
Ох ты, горе мое, горюшко!
Знать, такая моя долюшка.
А.К. Толстой «Моя душа летит приветом..»
Моя душа летит приветом
Навстречу вьюге снеговой,
Люблю я тройку удалую
И свист саней на всем бегу,
Гремушки, кованую сбрую
И золоченую дугу.
Люблю тот край, где зимы долги,
Но где весна так молода,
Где вниз по матушке по Волге
Идут бурлацкие суда.
Люблю пустынные дубравы,
Колоколов призывный гул,
И нашей песни величавой
Тоску, свободу и разгул.
Она, как Волга, отражает
Родные степи и леса,
Стесненья мелкого не знает,
Длинна, как девичья коса.
Как синий вал, звучит глубоко,
Как белый лебедь, хороша,
И с ней уносится далеко
Моя славянская душа.
Комментариев нет:
Отправить комментарий